Неделя науки, иногда ее называют Национальная неделя науки – это серия, связанных с наукой мероприятий для широкой публики, которые проводятся в определенных странах в течение определенной недели в году. Целью таких недель науки является вовлечение и вдохновение людей всех возрастов наукой, инженерией и технологиями. Такие Недели проводятся в Австралии, Индии, Великобритании, США.
С этого года такое мероприятие проводится и в нашей школе. Его инициатором стал Центр естественно-научной и технологической направленности «Точка роста». И уже 13 октября ребят ждал анонс Недели Науки! А теперь все по порядку:
В 1-2 классах проведен яркий и интересный устный журнал «В мире науки» о достижениях в современной науке. Материал для него подготовила учитель и руководитель секции начальных классов Научного общества Татьяна Владимировна Козлитина. Ребята познакомились с любопытными фактами из жизни знаменитых ученых. Вашему вниманию представляется один из рассказов.
«И в шутку, и всерьёз»
Познакомившись с биографиями ученых, становится ясно, что люди науки не знают скуки. Дмитрия Ивановича Менделеева все знают как выдающегося ученого, создавшего Периодическую систему химических элементов. На самом деле известный деятель занимался не только химией.
«Чемоданных дел мастер» - так называли Дмитрия Ивановича Менделеева. Любимым его занятием на досуге было изготовление чемоданов и рамок для портретов. Во времена своей молодости, когда из-за войны в Симферополе была закрыта гимназия, Менделеев начал делать чемоданы. Это занятие его так увлекло, что на протяжении всей жизни Дмитрий Иванович делал дорожные сумки. Ученый придумал особый клей, который делал изделия крепкими. Когда в 1895 году он ослеп, то делал чемоданы на ощупь. В Москве очень ценились его изделия. Люди гордились, что покупают чемоданы от «самого чемоданных дел мастера Менделеева».
«Циолковский, цыплята и центрифуга». Эти три слова - не пример к правилу написания гласных после буквы «ц». Это название короткого рассказа об опытах Константина Эдуардовича Циолковского. По его расчетам выходило, что во время ускорения движения ракеты тело человека будет испытывать страшные перегрузки. В 1921 году Циолковский построил первую в мире центробежную машину (предшественницу современных центрифуг) и провел на ней опыты с разными животными. Вес рыжего таракана был увеличен в 300 раз, а вес цыпленка - в 10, без малейшего для них вреда. Так тараканы и цыплята внесли свой вклад в развитие космонавтики.
А известный ученый, изобретатель телевидения, Владимир Козьмич Зворыкин чуть было не угодил за свои опыты под революционный трибунал. В. Зворыкин служил в офицерской радиошколе, ставил опыты с радиоприборами. Один из солдат пожаловался на то, что Зворыкин «издевался» над ним, заставляя подолгу повторять цифры в «дырочку», а сам в это время в соседней комнате копался в каком-то аппарате. К счастью, в трибунале попались грамотные люди, которые поняли, что дырочки - это микрофон, а аппарат - это радио, и суд отпустил изобретателя. (Козлитина Т.В)
В 5-6 классах состоялся «Микробиологический вернисаж». Учитель биологии и руководитель кружка Татьяна Викторовна Щербакова предложила ребятам рассмотреть под микроскопом одноклеточных животных, сделать их микрофотографии показать всем остальным Микрофотография – от англ. micrograph, photomicrography — техника фотографии малых объектов, с высоким увеличением, обычно с помощью микроскопа. Микромир - это тайные миры чрезвычайно крупных планов. Некоторые объекты с помощью цифрового микроскопа могут быть увеличены в тысячи раз. Уловленный кадр природы становится экспонатом наравне с произведениями художественной фотографии. Поймать этот миг, уловить это чудо удается не каждому! И, тем ценнее, что приобщиться к микромиру можно в школе, посещая кружок в Точке роста. Лучшие работы были оформлены в коллаж и представлены на суд зрителей. Здесь, и похожие на цветы на стебельках – сувойки, и спиральный хроматофор в клетках водоросли Спирогиры, и веслоногий рачок Копепода, и колониальная водоросль. Чудо, да и только!
В страну Экологию совершили увлекательное путешествие ученики 4 а класса под руководством учителя и руководителя кружка Светланы Васильевны Пархоменко. «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой», а экологическое воспитание школьников - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в школьном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. «Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Во время Путешествия в замечательную страну Экологию началось с испытаний - «Блиц-вопросы», «А знаете ли вы, что?», «Концовки-обманки». Самым интересным заданием стало «Ароматический мешочек». Детям было предложено по запаху узнать из какого лекарственного растения изготовлен чай. В волшебной стране рассказывают и волшебные сказки:
«Гуляя по разноцветному песку, лягушонок увидел мандарин. Ему захотелось его попробовать. Но вдруг он вспомнил, что мама учила, мыть фрукты перед едой. Лягушонок решил помыть и опустил его в воду. И тут он обратил внимание на то, что мандарин не тонет. Как бы он не пытался мандарин - не тонул». Наши пытливые эколята решили проверить.
А как вы думаете, почему мандарин не тонет? Эколята нашли ответ на этот вопрос. Ведь в мандариновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды. Когда мандарин очистили, то он стал тонуть. Путешествие, как и принято в различных странах, закончилось чаепитием.
В ходе Недели Науки прошел конкурс плакатов «Я и наука». Победителем стала команда 11 класса. С их работой можно познакомиться на заставке этой страницы. А вот работа команды 10 класса утверждает, что «Будущее за наукой!». Очень приятно, что и младшие школьники подключились к этой работе. (Попкова А., президент НОШ)
«Химию любим, в победу мы верим,
Наша команда – вперед к своим целям!»
Вот такой девиз был у одной из команд – участника химического КВН среди 9 классов. А кто лучше знает химические формулы и свойства газов – тот и стал победителем игры, а лучшие были награждены на линейке. А вы смогли бы перевести на русский язык:
Не всё то аурум, что блестит.
Куй феррум, пока горячо.
Слово аргентум, а молчание аурум.
Купрумного гроша не стоит.
Стойкий станнумный солдатик.
Тяжёлые плюмбумные тучи
А получить вулкан на лабораторном столе? Или химическим путем обнаружить… соль и соду. Да, да, обычную соль и обычную соду. Для вас, простые обыватели. А для химиков – хлорид натрия и карбонат натрия.
Все удалось, захотелось продолжить, а значит следующий раз будет еще интереснее! Спасибо учителю химии Юлии Ивановне Сикорской за прекрасный повод узнать много интересных фактов о любимой науке!
В научное закулисье предложила заглянуть одиннадцатиклассникам Ирина Анатольевна Фоменко, познакомиться с работами известных ученых не только в рамках краткой справки о нем и его открытии из учебника, но и с ним, как личностью, к сожалению, не всегда положительно оцениваемой современниками.
Она предлагала задать в поисковой строке Интернета вопрос: Кто является основоположником микробиологии? Ответ был очевиден всем: «Луи Пастер». Вот так, отвечала нам первая отсылка к материалам по истории микробиологии: «Основоположником физиологического периода микробиологии по праву считают выдающегося французского ученого-химика Луи Пастера». И предлагала насладиться известными изображениями Пастера за работой, его «лебединой» колбы, и даже его выступления в Сорбонне, когда враги его теории были полностью повержены.
В 1878 году слава Луи Пастера в научных кругах достигала апогея, он был, что называется «культовой фигурой», его слава была подобна той, что сегодня достается лишь спортсменам и кинозвездам. К тому времени у него уже была репутация ведущего французского ученого и мировая известность – ведь именно он сказал, что бактерии вызывают заболевания, а кроме того, настойчиво отстаивал необходимость вакцинации и тепловой стерилизации (пастеризации). В том же году, в своей лаборатории в Коллеж де Франс умер его закадычный друг Клод Бернар. Пастер очень переживал, ведь он потерял не только друга, но и самого последовательного виртуоза-экспериментатора, всегда готового поддержать его на полях научных сражений.
Однако через полгода после смерти Бернара один из его учеников опубликовал выдержки из лабораторных дневников ученого. Пастер был потрясен: эти разрозненные заметки полностью опровергали всю его научную работу! Выяснилось, что Пастер принимал во внимание лишь те эксперименты, которые подтверждали его идею. Все остальные опыты, не соответствовавшие его убеждениям и ожиданиям, считались «неудачными». Явление, при котором ученый отрицает доводы, противоречащие его убеждениям, утверждая, что эксперимент его идейного противника был проведен некорректно, получило название «регресс экспериментатора». А мы сегодня наблюдаем подобное явление в мире науки, политики, экономики? Попробуйте, представить эту ситуацию и предложите доводы, которые могли бы использовать оппоненты в подобном споре. Как доказать свою правоту? Конечно, только с помощью эксперимента!
Яркий, интересный рассказ о Джоне Сноу, Джордже Листере, Александре Флеминге и Эрнсте Геккеле услышали одиннадцатиклассники в ходе мастер-класса «Великая ложь великих». (САбадаш В., 11 класс).
Всегда интересна работа по изучению нового на стыке наук. Ученикам 8 классов было предложено создать интерактивную карту важнейших открытий в мире химии «Map of chemical discoveries». Вот что у них получилось! Наведя телефон на QR код на карте, мы можем получить информацию об ученом, его открытии, стране проживания. Какая гордость возникает у нас, когда мы видим, что много открытий принадлежит русским и советским ученым! Михайло Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Александр Бутлеров, Николай Зинин и многие другие. Наша Неделя Науки завершалась естественно-научным КВИЗОМ, в котором приняли участие команда 11 класса и команда педагогов.
Нашей газете дала интервью одна из участниц – учитель русского языка и литературы Анастасия Андреевна Бекетова. Вот что она сказала:
«19 октября мы с коллегами принимали участие в интеллектуальном КВИЗе, посвященного Году педагога и наставника. Нашими соперниками стали ребята из 11 класса. Признаться, было очень волнительно! Игра шла с переменным успехом: по количеству баллов вперед вырывалась то мы, то наши соперники. Состязание стало довольно захватывающим и увлекательным. А уровень профессионализма команд показывают непростые вопросы, которые нас ждали. Зато мы узнали за какое время световой сигнал дойдет до Луны, на сколько Эйфелева башня летом выше, чем зимой и многое другое. Наиболее трудным для нас стал третий раунд, вопросы которого были посвящены разгадыванию изображений. По итогам всех заданий нам, педагогам, все-таки удалось вырваться вперед. Хоть игра и завершилась, но у нас осталось море положительных эмоций и желание встретиться вновь!»
А мы поздравляем педагогов с победой и зажигательным танцем на сцене в честь нее.